четверг, 24 мая 2018 г.

Кто такой художник - клише, мифы, ярлыки и реальность

    Мне в этой жизни очень повезло, да-да, мне повезло родиться в семье художника. Настоящего художника, реалиста, который к тому же в то время перподавал живопись и рисунок в ВУЗе, ездил со своими студентами на пленэры и брал туда нас с мамой.. Всё это было очень круто и позволило мне с рождения находиться в атмосфере творчества и в среде настоящих живописцев и творцов. Благодаря этому, наверное, я рисую, пишу, творю всю свою сознательную жизнь, ведь у меня был шанс начать учиться сразу, даже не осознавая, что я учусь чему-то.

Но с чем еще мне пришлось столкнуться с самого начала моей жизни? С массой разнообразных банальностей и клише, например:

№1 Все художники - оборванцы, нищие, голодные и так далее и тому подобное (еще вариация про то, что "талант должен быть голодным").  Например моя бабушка всегда твердила мне, что художники все голодранцы и если будешь художником, то всегда будешь так жить, и я с этим борюсь до сих пор.
Конечно история знает много примеров гениев, которые не были богаты и знамениты при жизни, но их произведения прославили их в веках и современные коллекционеры и музеи платят невообразимые, баснословные суммы за покупку этих картин (вот где они все были, когда был жив Ван Гог, например).. Но были и иные примеры богатых и обласканных славой художников, многие из который тоже были гениями, но отнюдь не бедствовали. Однако в сознании людей укрепился образ бедного, никому не известного и не нужного художника. Да бедных художников было много, многим из них не повезло стать известными, но мы живём в другое время, пора бы поменять что-то и избавиться от стереотипов.
На тему голодных талантов могу сказать две вещи - "Пустое брюхо к искусству глухо" (выражение замечательного живописца, друга моего отца), а вот разум и душа должны быть голодными до творчества, до новых открытий и новых знаний, всегда. Только в этом может быть выражен "голод" творца.

№2 Художники все ненормальные психи и все в таком духе.. Да, может быть со стороны некоторые выглядят душевно не здоровыми, но чаще это просто потому, что они ведут другую, немного не похожую на "обычных" людей жизнь, позволяют себе "парить" в своем творческом полёте и быть ненможко больше детьми, чем другие "взрослые" люди.

№3 Раз ты художник, то ты просто обязан оформить все стенды, газеты, агитацию, информацию, витрины и т.п. в школе/детском саду или другом учреждении, где учится твой ребёнок! С других родителей этого не требуют, но мой отец-художник абсолютно бескорыстно оформлял все школы, детские садики и так далее, где учились его дети.. И из того факта, что мой папа - художник автоматически вытекал еще один "факт", что я хорошо рисую не потому, что мой папа художник у меня есть какие-то способности, а потому, что "это папа за тебя нарисовал". И развеять его получалось только изобразив на глазах изумленной публики какую-нибудь лошадку/танк/замок/принцессу/другую ерунду...
Но есть и приемущества, все, кто умеют рисовать наверняка знают о них, ведь можно получить "льготы" в школе или на службе в армии или в похожих структурах, и вместо того, чтобы трудиться как все остальные можно рисовать для стенгазеты, мероприятий или делать другое оформление по заказу "начальства".

№4 Ах, вы так много умеете, вы художники, значит вы должны быть баснословно богаты.. Да! совершенно противоположное первому № мнение (заблуждение и стетеотип) людей совсем далёких от искусства. Некоторые почему-то считают, что все художники - богачи и живут лёгкой жизнью, совсем не трудятся и всё время отдыхают.. Хотелось бы нам так жить... Хотя ничего не делать - скучно, поэтому мы найдём чем себя занять.. (Стараемся этот пункт сделать правдой.. Все творческие люди - богачи!!! Так, так, так.)

№5 Все художники - разгульные негодяи. Бытует мнение, что все они ведут разгульную, аморальную и, не побоюсь этого слова, развратную жизнь.. Этому есть масса пичин и примеров. Первая причина - они часто пишут обнаженную натуру, обывателя это шокирует ( некоторых студентов это тоже шокирует особенно первое время). Но на самом деле это в основном нужно для изучения человеческого тела, и применения знаний анатомии на практике. Многие пишут "обнаженку" только в студенческие годы, а позже не возвращаются к этой теме. Кто-то возвращается и в дальнейшем, но это уже индивидуальные предпочтения конкретного человека. (Среди фотографов любителей "НЮ" гораздо больше). В целом это и не полностью миф и не полная правда, ведь каждый художник прежде всего человек и имеет свои склонности, достоинства и недостатки, все это индивидуально. Но в кино и литературе нас любят изображать именно такими, грязными, жестокими извращенцами подлецами. То же касается пристрастия к алкоголю и других пагубных привычек, всё это индивидуально и каждый выбирает сам и искусство тут совершенно ни при чём.

На этом мой список пока заканчивается, хотя возможно я дополню его позднее (если вспомню, что еще за ярлыки пытается навесить общество на нашу профессию)

Если же у Вас есть чем дополнить мои рассуждения, не стесняйтесь, пишите в комментариях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий